Сегодня мы встретились с заслуженной артисткой Российской Федерации Наталией Москвиной.
Настоящий профессионал, а также очень красивая и гармоничная женщина, в своем творчестве она сочетает традиции эстрады и русского романса. Стиль Наталии можно назвать одним словосочетанием «русская неоклассика».
Наталия, на днях у вас состоялся большой концерт-съемка в «Золотом кольце», с чем хотим вас поздравить. Расскажите, как это было?
Спасибо. Говорят, прекрасно. Я сама не знаю, со стороны себя сложно оценивать. Но главное, что людям понравилось. Понравилось настолько, что я даже сама не ожидала – ведь наш народ любит критиковать, а критики было мало. Мы смогли себе позволить живой коллектив, живую площадку, прекрасный свет, прекрасную телевизионную съемку и честный живой концерт – живой от первой до крайней ноты. Вот этому я рада как профессионал. А оценивать это уже не мое дело. Пускай люди смотрят.
Какие произведения публика приняла особенно тепло?
Мне очень приятно, что публике понравились песни с патриотическим уклоном. Я чувствую, как это сейчас актуально и в каком это дефиците, а ведь наша страна, как бы пафосно это не звучало, достойна того, чтобы ее воспевать. Не только вспоминать песни Александры Пахмутовой, Евгения Птичкина, но и современные песни писать, потому что никогда не нужно забывать, в какой стране ты живешь. Это не забывают почему-то граждане других стран - ни в европейских странах, ни в Америке не стесняются своего патриотизма. А почему-то мы стыдимся сказать «I’m from Russia» иной раз... Я гражданин России – это звучит достойно и гордо, и я рада, что сейчас многие начали это понимать.
Многие люди после концерта подходили, говорили, как им понравилась песня «Офицерская жена». Эта песня всегда заставляет людей тонизироваться внутренне. Именно такие песни нам нужны для поддержания духа, да, нужно поднимать экономику, но без поднятия духа мы экономику тоже не поднимем.
Мы знаем, что к вам на концерт приехали многие отечественные звезды, среди которых был даже Иосиф Кобзон.
Мои уважаемые коллеги приехали поддержать и это всегда очень-очень помогает морально, потому что концерт большой, много материала, и когда тебя приходит поддержать такой человек как Иосиф Давыдовыч Кобзон, входит с букетом цветов и на глазах у публики рождается премьера песни – это много для меня значит… Это было очень живо и интересно, где-то забывались слова, что-то пелось экспромтом, но по крайней мере все поняли, что здесь живой звук и нет места фонограмме. Потом Иосиф Давыдовыч пропел романсы - и мне посвятил романс и моему мужу – это было очень трогательно, поклон до земли этому великому человеку. Лариса Алексеевна Рубальская тоже пришла меня поздравить – она не пела, но она читала. В программе была песня на ее стихи - как раз вышеупомянутая «Офицерская жена». Там очень хорошие слова, просто за душу берут. И выходил на сцену Леонид Серебренников – мой партнер по романсам. Дальше была моя программы – мы чередовали романсовый блок, интимный такой, и более танцевальную музыку.
Расскажите, как вы добились таких ошеломляющих успехов в карьере?
Я не люблю слово карьера применительно к себе, потому что я не карьеристка. И карьеры как таковой я не делала никогда. Если бы я делала карьеру, я бы конечно записывала чисто коммерческие песни. Но дело в том, что я не хотела в себе убивать артиста. Артист одной или двух песен это всегда очень грустная история. Поэтому карьерой я никогда не занималась, пела все подряд, как все начинающие артисты. После окончания академии имени Гнесиных я поступила на службу в театр эстрадной песни Льва Валериановича Лещенко и выступала там как солистка, сотрудничала с ним несколько лет, чему безумно рада. К слову это была не карьера, а скорее школа, эти все годы я училась.
У Льва Валериановича выступала сольным блоком в его программе и мы с ним пели дуэтом на День Милиции - благодаря этому меня замечали и приглашали на самые центральные площадки нашей страны – Поклонная Гора, Васильевский Спуск и так далее.
Во время учебы в Гнесинке я захватила последний год преподавания Иосифа Давыдовича и потом мы продолжали общаться. Он мне как-то сказал: «У тебя лирический тембр, я бы тебе посоветовал попробовать романсы». Я рискнула и записала очень быстро, где-то за 1,5 месяца, альбом старинных романсов. И он очень хорошо воспринялся людьми! Я стала петь за границей, меня стали приглашать в посольства, в дипломатические европейские круги. Даже какие-то романсы для меня специально перевели на французский. Вот такая мозаика, но я рада всему тому, что происходит в моей жизни. Все мои преподаватели остались моими добрыми друзьями, моими ангелами-хранителями, они стали друзьями моей семьи, я стала другом их семей, мы продолжаем дружить и общаться – это дорогого стоит. Карьера или не карьера – я не знаю, но это мне помогает писать новые песни и я понимаю, что я иду все-таки правильным путем.
Помимо музыкального у вас есть еще и юридическое образование. Почему вы решили его получить?
Был порыв уйти из шоу-бизнеса, потому что как-то все сложно у нас…У нас сложилась система коммерции и нет института продюсирования вообще. Как бы себя не называли продюсерами наши прославленные – они пиарят прежде всего сами себя, чтобы исполнители приходили к ним, несли им деньги, и тогда они, может быть, кого-то и раскрутят. У нас, к сожалению, никто не интересуется талантами. Проект Голос замечательный проект, но это не раскрутка. Приходят мальчики и девочки в надежде, что их покажут и у них что-то перевернется в жизни… Ничего ни у кого не перевернется. К сожалению, все мы останемся на своих местах. Глядя на все это, приходишь к выводу, что что-то надо еще, вот поэтому я закончила юридический - мало ли как жизнь повернется. Но это мне сейчас помогает. Я стала юридически подкованным человеком, разбираюсь в бумагах, разбираюсь в законах. Я с упоением училась на юридическом факультете, даже не ожидала от себя такого, с упоением изучала законы, если честно. Так как я гуманитарий, мне это безумно нравилось.
А как произошел момент возврата в музыку, что-то щелкнуло?
Просто стали появляться песни. Стали приходить хорошие, добрые песни, которые я опробовала на людях – они нравились и я решила потихонечку записывать альбом. В процессе записи альбома появилась идея о такой вот концертной съемке. Параллельно я делаю сейчас романсово-балладную программу с роялем и гитарой, частично только с роялем - очень достойное звучание.
В роли автора песен себя пробовали?
Пробовала, когда рок пела. Да, я пела все подряд, я была всеядная, экспериментировала, мучила своими экспериментами Льва Лещенко, он говорил: «Наташка, это все ерунда». Я обижалась, опять шла что-то сочинять. Первая песня, которой я открывала концерт – «Свеча» – это была моя песня. Но я бросила это дело, каждый должен заниматься своим. Если бы мне приходило что-то интересное – наверное, я бы продолжала. Я не заблуждаюсь на свой счет в этом плане и не питаю каких-то иллюзий. Я не умею писать такие красивые тексты, как, например, Лариса Рубальская - они у меня получаются более примитивные. Лариса Рубальская очень интересный поэт, она говорит очень складно, ее можно заслушаться, до того упоительно она это делает. Под ее музыку слов можно просто убаюкаться и не успеваешь заметить, как она уже читает стихи. То говорила, говорила – уже читает стихи. А я так не умею и не берусь, поэтому я не пишу сейчас, но могу отличить плохое стихотворение от хорошего.
Есть в планах популяризация романсов?
Очень хотелось бы. Очень хочу, потому что вижу в этом потребность. Когда люди слушают романсы, они отдыхают душой, отдыхают ухом. У меня сейчас в планах записать современные романсы. Частично на стихи Риммы Казаковой - наш современник, как ни крути, она ушла из жизни совсем недавно. Есть еще поэты, которые присылают очень красивые тексты – почему бы не попробовать записать? Если посмотреть на наших сегодняшних топовых артистов – они все пытаются петь романсы, так или иначе все делают попытки. А о чем это говорит – о том, что это востребовано и этого требует душа. Она все равно хочет настоящего и подлинного, какой бы коммерческой музыкой ты не занимался, хочется все-таки зрителю подарить что-нибудь подлинное, настоящее. А я вот хочу сделать страничку новых романсов – пусть она будет. На концерте прозвучало два современных романса в дуэте с Леонидом Серебрениковым «Куда любовь уходит» и «В бокале тонком красное вино» - прекрасно прозвучало, очень поэтично и практически никто не догадался, что это не старинный романс, а свеженаписанное.
Но популяризация чего бы то ни было невозможна без средств массовой информации. Как сми отнеслись к этому?
Я прекрасно понимаю, что романсы будут популяризировать меньше, чем коммерческие песни – да ну и ладно, яиц Фаберже тоже ограниченное количество и никто от этого не страдает. Ценители их видят, посещают выставки, посещают аукционы, приобретают.
У каждого артиста свой путь, Николай Носков, например, поет романсы в своем прочтении. Есть очень популярный востребованный артист Александр Малинин, который тоже поет романсы. Я посещала его живой концерт в Московском международном Доме музыки- он состоял из двух отделений, романсовое и эстрадное - все сказали в одноголосье, что первое отделение – романсы - было намного сильнее. Малинин тогда сделал очень интересную версию романсов с электроинструментами. Все находит свой выход. Я думаю, средства массовой информации тоже поймут, что на это надо обращать внимание, нельзя мыслить однобоко. Мы же должны шире палитру иметь, чем черно-белую.
Как вы считаете, вы уже оставили свое имя в истории?
Как бы это бравурно ни звучало, я считаю, что да. На каком уровне – не берусь судить, но у меня есть диск старинных романсов, который вошел в золотую коллекцию романсов, меня не будет - а диск будет. Я уже сняла вот этот концерт, который уникальный по всем параметрам, по техническому оснащению и по гостям, там присутствующим – люди посмотрят и оценят, живая работа ни с чем не сравнима. Я посещала много фирменных концертов Дайаны Росс, Тома Джонса, Уитни Хьюстон – и все было так – первые две песни они ощупывали площадку, знакомились с пространством – как бы они ни репетировали до этого, какого бы саундчека не было. То же самое было и со мной на моем концерте. Концерт – это живой организм, который начинает зарождаться, отстраивается на первых песнях… А потом пошло какое-то цветение, а потом пошло завершение – это здорово, это просто здорово.
В какой еще музыке черпаете вдохновение?
Мне нравятся классические артисты – Селин Дион, Клавдия Шульженко, Мэрайа Кэри. Нравятся взрослые артисты, которые уже состоялись.
Что вам не нравится в современном музыкальном мире?
Мне очень не нравится такое выражение – «А пипл хавает». Мы не пипл. И честно говоря, я против всех этих словечек сленговых, которые пришли к нам из чужих языков. Я хочу сказать, что наши люди очень хорошо понимают, где настоящее, а где подделка. Но при условии, если им периодически настоящее демонстрировать. Поэтому я за то, чтобы давать нашим людям глоток свежего воздуха. Я за хорошие шоу, я за добрые песни, не потому, что я вся такая хорошая, а потому, что есть потребность к свежем воздухе. Поэтому с музыкальной точки зрения я буду делать все, чтобы наши люди слышали красивую музыку. И со своей стороны всегда поддержу артиста, который тоже несет добро и рассказывает о наших ценностях. Я против того, чтобы наши девушки были доступны с 13 лет. Я против агрессивной женской сексуальности, которая популяризируется в наших клипах. Я не хочу, чтобы женщины завоевывали мужчин. Я хочу, чтобы мужчины добивались наших женщин, они этого достойны. А мы должны нашим мужчинам об этом рассказывать, что мы хорошие, что мы добрые, что мы все такие же красивые, что мы все такие же нежные и ранимые. Потому что они об этом забыли!А виноваты в этом мы, женщины. Это западное влияние, но почему мы должны идти у них на поводу? Я имею в виду именно музыку, а в музыке многое заложено. Эти семь нот – это же код. И какие коды мы заложим в мозг нашим детям, подросткам – таким и будет наше общество.
Вами была проведена большая работа по подготовке и проведению концерта, какие дальнейшие действия? Планируется ли отдых?
Нет, никакого отдыха! Будет постпродакшн, мы будем этот концерт обрабатывать, сводить и готовить телевизионные версии. Плюс я же еще не выпустила альбом, у меня был только промо-диск из пяти песен, так что дорабатывается альбом, выпускается, опять же интервью, какие-то съемки, выступления по регионам – работы много.
А как же семейный отдых? Вообще отдыхать успеваете?
Я не люблю отдыхать. Я отдыхаю, когда пою. Нельзя же отдыхать от того, что ты с удовольствием делаешь.
А вся моя семья так или иначе со мной. И даже если какие-то гастроли длительные мой муж старается все командировки подгадать так, чтобы он был в этом регионе. У нас до сих пор после долгих лет жизни романтические отношения и мы друг друга ловим. Если он где-то в отъезде и мне позволяет моя работа - я к нему еду.
Дадите читателям совет, как сохранить романтику в отношениях?
Не могу дать универсальный совет, все у всех индивидуально. Знаю только то, что это работа женская. Если мужчина добытчик, мы должны понимать, что ему не до этого. Так что дорогие женщины, фантазируйте, это может быть любая мелочь абсолютно.
Очень многие женщины записывают своим мужьям песни, записывают свою версию поздравлений, снимают клипы – это всегда очень приятно. Поэтому, дорогие женщины, можно не просто наряжаться в кружевное белье и делать какие-то такие вещи, а можно и пофантазировать чисто творчески, слова которые впрямую не скажешь можно сказать в песне, самой сочинить стихи – пусть они будут корявые, но они будут от души. Это всегда работает.
Источник: