Для начала несколько известных фактов из биографии.
Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года где-то в полуверсте от села Суйды (ныне - село Воскресенское), в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Ее мать, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными. В семье было семь детей. Арина было ее домашнее имя, а настоящее - Ирина или Иринья.
В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней её детей: Ольги, затем Александра и Льва.
Известно, что у Арины было четверо своих детей. Муж умер в 1801 году от пьянства. И всю свою жизнь она посвятила детям семейства Пушкиных. Принято считать, что Арине с семьей Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную, но Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева.
Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Поэт Н. Языков, в своих воспоминаниях отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, - "...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница". Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца, но с одним грешком - любила выпить".
В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого". В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
Представьте 25-летнего парня, получившего хорошее образование, имевшего знакомства с богемой общества, и тем не менее, слушающего по вечерам сказки. Очевидно, что Арина Родионовна была, как говорят сейчас профессиональным рассказчиком. И именно в этом ее феномен. Ведь главная задача няни - приглядывать за детьми, кормить и укладывать спать. Но погружать сознание ребенка в интересный сказочный мир, развивать его воображение, прививать философию добра и зла в простой и понятной форме может только подготовленный человек. Как она так научилась, откуда у простой крестьянской женщины такой большой запас этих превосходных историй и такой простой и богатый язык, что даже будучи уже взрослым молодым человеком, Пушкин с удовольствием слушал эти сказки?
Нынешний век стремителен. Мы стали рабами быстро развивающейся техники. Потоки фото, видео, звуковой и текстовой информации льются на нас со всех сторон. Нам некогда остановится, оглянуться, помечтать, задуматься. Дети растут на каких-то роботизированных образах. Мы отрываемся от природы, перестаем ее чувствовать, губим ее. Реальный живой мир превращается в виртуальный.
Для меня тема Пушкинского времени и его няни открылась заново после того, как я начала петь романс В.Кочана и Л. Филатова "Наталия Гончарова " или "Пушкин". А мысль о том, что в то время люди были в чем-то поумнее и лучше, чем сейчас нет-нет, да посещает меня снова и снова. Я очень рада и для меня важно было побывать в домике Арины Родионовны и увидеть памятник этой скромной женщине, которая воспитала такого замечательного поэта, так мастерски владеющим русским языком. Любовь к которому через его рифмы будет проникать еще многим и многим поколениям наших детей. Я видела, что эти места посещает много молодежи. Это особенно важно в то время, когда идет намеренное или неосознанное разрушение русского языка. И так приятно, что наши молодые люди, парни и девушки чувствуют и могут отделить настоящие подлинные ценности от фальши и информационного мусора.
Наталия Москвина