Решила поделиться своими эмоциями и мыслями, которые появились у меня во время и после просмотра фильма Михаила Задорнова "Вещий Олег. Обретённая быль". Мысли сродни тем, которые возникают, когда попадаешь на природу , видишь деревенскую церковь или древние крепостные стены, башни и купала, если проезжаешь мимо какого-нибудь русского города. Долгожданное ощущение дыхания свежего ветра и чего-то знакомого, и чего-то забытого… И еще, радость на душе за наших людей. В школах и ВУЗах история преподается не интересно и искаженно. Наконец-то, приоткрываются хоть какие-то завесы истории и исторических личностей России.
Это - второй исторический документальный фильм Михаила Николаевича. Первый фильм: "Рюрик. Потерянная быль" опубликованный в YouTube 12.12.2012 на сегодняшний момент набрал более 2-х миллионов просмотров, показав активный интерес людей к истории древней Руси. И сравнивая эти две работы я бы, как музыкант сказала, что они выполнены в одной тональности и раскрывают одну огромную тему, которую конечно нельзя полностью раскрыть в двух фильмах. Поэтому второй фильм — это логическое и гармоничное продолжение первого.
Должна признаться, что после просмотра фильма с большого экрана, вернулась к нему на YouTube, чтобы пересмотреть его еще раз целиком, более подробно, останавливаясь на некоторых интересных для меня моментах и фактах. Благо его можно посиотреть в открытом доступе на канале ЗадорТВ. Фильм, в котором нет ни капли ученого занудства. Прекрасные съемки : просторы полей, бескрайние леса, реки, «лейтмотив бубна», быт , обряды наших предков, эмоциональный, живой рассказ самого «вещателя» - Михаила Задорнова, все воспринимается легко и динамично.
Нет ничего инсценированного! Все подлинное: и обряды, и костюмы, и люди в этих костюмах, и т.д.
Я знаю, что Михаил Николаевич провел много съемок в Русских поселениях, в которых люди живут точно так, как жили наши предки. Они бережно хранят наши древние традиции.
Но самое главное, то, что после просмотра фильма возникает все больше и больше вопросов. Хочется проявлять любознательность и самому тоже что-нибудь "нарыть"…
Впрочем, обязательно найдутся люди, которым всегда что-то не нравится, и их тянет на критику. Как правило, это люди, которые сами ничего для человечества хорошего сделать не могут : таланта нет! Но такие тоже нужны, чтобы не скучно было….
Правда, есть люди, у которых просто другое мнение. И это тоже нормально , особенно, если эта позиция четко аргументирована.
Стараясь быть объективной, решила почитать критические отзывы на фильм, ведь иногда критика бывает конструктивной. И неожиданно для себя обнаружила столько материала, столько дискуссий среди людей, углубленно изучающих историю древней Руси и просто интересующихся, что поняла – перечитать это все – нереально! Кто-то оспаривает происхождение слова «изба» и приводит свои аргументы, кто-то название племен, кто-то трактовку некоторых фактов. В некоторых постах разворачивается реальная битва, часто переходящая в оскорбления. Процитирую пару постов про имя Олег, которые мне понравились:
1. «Сколько споров у историков о происхождении Олега, откуда он. И что имя Олег от имени Хельг происходит некоторые решили (это ж какую фантазию иметь надо!) И вот во второй серии Михаил отчетливо произносит ОЛЬГ. На этом можно ставить в споре точку. Догадались?
Деревце есть такое, небольшое, но очень нужное, бережет наши берега и водоемы. Вроде не видно его, а выруби - и падут стоящие за ним могучие сосны. А еще живучее оно очень: чуть не палку в землю воткни, так она корни даст, лишь бы вода была. И красивое какое, приглядитесь, с сережками-шишечками. Давно догадалась, Ольга - это красавица ОЛЬХА. Теперь догадалась, Олег, Ольг - от ОЛЬХА, а не от иноземного имени.»
2. «Олег - это прозвище.
раньше, у русов, было два метода взятие крепостей - изгон (он же изъезд, т.е. врасплох) и облога (обложение, облежание, она же блокада, осада).
при облоге, как одно из продолжений, крепостью овладевают находя сторонников среди защитников, т.е. принуждают к сдаче без боя.
так щадится военная сила и своя и супротивника.
эту тактику применял Олег при взятии Смоленска и т.д., что показал Задорнов в фильме "Вещий Олег".
из облоги и получаем Олег.
то есть носитель данного прозвища искусен в осаде.
либо прозвище Олег от того, что он обложил (облог) данью множество славянских племен.
или на один из вариантов происхождения имени впоследствии наложился и другой.
ps а если рассматривать в связке с "вещий",
https://ru.wiktionary.org/wiki/вещий , что значит "умный, мудрый, знающий, сведущий, опытный", то получим
Вещий Олег - сведущий блокадник крепостей, опытный осадник.
и возможно, при дальнейшей деятельности, наслоилось значение
Вещий Олег - мудрый налоговик, т.е. справедливый правитель.»
А вот интересный пост о фразе «Киев - мать городов русских»:
«Киев не “мать” городов русских. Это не точный перевод. “Мати” – перевели как “мать”, а нужно было перевести как “иметь”. “Киев должен быть русским”, вот как на самом деле звучал смысл фразы – Оригинальный текст (ст.-слав.): Въ лѣто 6390 … [и] сѣде Ѡлегъ кнѧжа въ Києвѣ . и реч Ѡлегъ се буди мт҃и градомъ рускими. А до того, Киев был хазарским и основной религией там был иудаизм. Тут филологом быть не надо. В украинском языке слово “Маты” и сейчас означает одновременно и “мать” и “иметь”. Смысл подставляется из контекста. Вот вам контекст – пришел Вещий Олег в хазарский Киев и говорит “Этот город должен быть русским”. Что не так? “Мать городов русских” тут вообще с контекстом не вяжется. Хазарский иудейский город “мать” городов русских?? Да, ну что вы в самом деле. И не нужно трясти дипломами, чтобы понять совершенно очевидное – была допущена ошибка перевода, не исключено, что ошибка намеренная, политизированная на свой момент времени.»
Некоторые зрители задаются вопросом, перенося все на современную политику. Вот пример:
«Да, всё так... а мне бы хотелось, чтобы на примерах мировой истории сегодняшний народ жил достойно в духовном величии и материальном благополучии. Ведь все предпосылки есть... И земля богата, и народ велик, "а наряду нету":( Да, вот ещё... Я, конечно, малообразованный обыватель, но мне кажется, что Задорнову не мешало бы определиться, куда и к чему он нас призывает - к древнеславянской вольности без границ и государства, как такового или же к самодержавной жёсткой власти, которая объединит народы и сделает империю сильной и передовой...»
И тут же ответ, с которым я согласна полностью:
«Я так понимаю Задорнова, что он никуда нас не призывает идти, он просто призывает гордиться нашей историей, которая вопреки "умникам" у нас была... И всего- то...»
Небывалая война споров разгорелась между сторонниками язычества и христианами.
Вот еще несколько интересных постов:
«Славянам как народу по меньшей мере около пяти тысяч лет. И только последнюю тысячу лет славяне - христиане.
Я вот вспоминаю тёщу свою - а ведь язычница была до мозга костей. Родом она откуда-то из Белоруссии. Так вот она верила в лесную неведомую силу в природе. Это не перескажешь, это мне только теперь стало понятно. Эта внутренняя культура общения с природой и людьми как-то передалась от матери к дочке до нашего времени, я эти черты и у жены замечаю, хотя и не в такой степени. Есть какие-то правила поведения, какие-то обычаи, явно не христианские, которые обязательно соблюдаются.»
«Письменность - это передача без искажений накопленного опыта, детские сказки, взрослые сказания. Это учёт и контроль производственной деятельности. Это и возможность показать себя писателем и получить за это всеобщее признание. Но главное - предвидение катаклизмов и вычисление повторяющихся их циклов с периодами в тысячи лет.»
«Уничтожение артефактов, древних книг современной наукой и государствами сродни уничтожению накопленного опыта выживания человечества.»
«Меня радует уже то, что просыпается интерес к нашей истории. Как сказал М.Задорнов, "Рюрика" в ютубе посмотрели 4 млн.чел. А всё что Вы сказали, конечно имеет быть место. Но так хочется верить в нашу историю, которую подаёт М.Задорнов, а не в историю, которую нам подавали немецкие профессора...»
Конечно есть скептики и оппоненты, которые нас отсылают к книге Гумилева Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь». Кто-то советует перелопатить летописи Римские, Греческие, Персидские, Арабские, Грузинские, Армянские, Византийские, Европейские, Синопсис учебник истории гос.образца 16-17-18 веков, Лызлова дипломата и чиновника времен Ивана Грозного. Но я не нашла ни одного, кто бы обоснованно оспорил факты, цитаты, и мнения ученых, которые приведены в фильме. Зато много мнений о том, что якобы не следует юмористу- сатирику заниматься такими серьезными вещами как история страны, что это не профессионально, что это недопустимо отличается от официальной версии нашей истории. Что М. Задорнов не русский, а еврей, об этом говорит его нос... ( прим. Н. Москвиной: очень сильный аргумент! Надо взять на вооружение). А кому заниматься историей, если ортодоксальная наука настолько закостенела и подчинила себя всем и вся!? Михаил Николаевич показал нам всем, что нет границ для человека пытливого и живо интересующегося! Он-профессионал во всем, за что берется серьезно! Этому надо нам всем поучиться!
Привожу ниже список людей, дававших исторические справки и высказавшихся по разным темам, затронутым в фильме. Просто для общей информации:
1. Юрий Акашев. Профессор, доктор исторических наук
2. Павел Тимашков. Научный сотрудник смоленского гос. Музея
3. Александр Назаренко. Доктор исторических наук
4. Андрей Сахаров. Профессор, доктор исторических наук
5. Валерий Фомин. Профессор, доктор исторических наук
6. Анатолий Клёсов. Доктор химических наук, профессор
7. Андрей Венков. Профессор, доктор исторических наук
8. Валерий Флёров. Археолог. Кандидат исторических наук
9. Лидия Грот. Кандидат исторических наук
10. Лев Прозоров. Писатель
11. Дмитрий Певцов. Народный артист России
12. Валерий Синельников. Писатель, ведический психолог
13. Сергей Трофимов. Заслуженный артист России
14. Марина Девятова. Певица
15. Пелагея. Певица
16. Сергей Безруков. Народный артист России
17. Цитата из записи апостола Андрея (ученика Иисуса, Андрея Первозванного) о деревянных банях.
18. Свидетельства Кирилла о том, что получил в Тавриде русские письмена. Т.е. в IX веке письменность уже была.
19. Факт о том, что договор с Византией был заключен на 2-х языках, подтверждает существование письменности в до христианской Руси.
Напоследок хочу сделать акцент на некоторых моментах, которые мне очень понравились в фильме:
Во-первых, это подтвержденный факт взятия Византии и щит, который прибил Олег на «Золотые ворота» .
Слова: «Выше справедливости – милосердие, выше милосердия – великодушие» : вообще должны стать девизом нашего народа и каждого из нас в отдельности.
«Олег объединил множество разрозненных земель, на которых жили разные народы и не только славянские. И вот эти объединенные земли стали называться коротко – Русь. А вскоре появилось и новое слово «русский»- многонациональное понятие. А потому не может у нас быть одной национальной идеи. У нас должна быть идея интернациональная с уважением ко всем народам, живущим на нашей земле».
В сентябре 2015 года в Старой Ладоге торжественно открыли первый в России памятник князьям Рюрику и Олегу, которых считают основателями российской государственности. Памятник великим русским князьям – Рюрику и Олегу – открыли как полагается – торжественно, с оркестром, под звон колоколов, в присутствии высоких гостей, историков, художников, археологов. Памятник, который еще с момента задумки стал грандиозным событием не только для Ленинградской области и Старой Ладоги, но и для всей страны.
Лед тронулся, друзья мои!
Наталия Москвина